Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Служба государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа

ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности службы государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа за 2018 год

1. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности службы государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – служба, автономный округ) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7 на основе обобщения и анализа имеющихся в распоряжении службы материалов по трём основным направлениям:

- государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;

- контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома;

- правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.

2. В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 18.01.2012 № 12-П «О службе государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа», служба является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление:

- государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;

- контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома.

3. Целями обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности службы являются:

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике службы путём их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счёт обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

4. Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- выявление проблемных вопросов применения службой обязательных требований;

- выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики
и их реализация;

- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка
и внесение предложений по их устранению;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка рекомендаций по их предотвращению.

5. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости включает в себя контроль:

- за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

- за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о долевом строительстве);

- за соблюдением застройщиками, привлекающими денежные средства участников долевого строительства, требований Закона о долевом строительстве.

6. Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива (далее – ЖСК), связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома включает в себя контроль за соблюдением жилищно-строительным кооперативом обязательных требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ, а также положений Закона о долевом строительстве о контроле за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

7. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, контроль за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Конституция Российской Федерации;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);

- Закон о долевом строительстве;

- ЖК РФ;

- Федеральный закон № 294-ФЗ;

- Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Административным регламентом по исполнению государственной функции «Осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», утверждённым приказом службы от 19.12.2016 № 30-ОД (утратил силу в связи с изданием приказа службы от 30.11.2018 № 16-ОД) определены сроки и последовательность административных процедур (действий), порядок взаимодействия должностных лиц службы с юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции.

Административным регламентом по исполнению государственной функции «Осуществление контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома», утверждённым приказом службы от 20.02.2016 № 6-ОД (утратил силу в связи с изданием приказа службы от 24.12.2018 № 17-ОД) определены сроки и последовательность административных процедур (действий), порядок взаимодействия должностных лиц службы с юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции.

Глава II. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора)

Раздел 1. Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением застройщиками требований законодательства об участии в долевом строительстве

1. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости осуществлялся посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок застройщиков, проверок ежеквартальной отчётности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, проектных деклараций по объектам.

2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости применялись положения Федерального закона № 294-ФЗ с учётом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьёй 23 Закона о долевом строительстве.

Раздел 2. Осуществление контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома

3. В 2018 году строительство жилых домов ЖСК не осуществлялось.

Раздел 3. Использование оснований для проведения проверок

4. В соответствии со статьей 23 Закона о долевом строительстве основаниями для проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства в 2018 году являлись:

1) для проведения плановых проверок - план проверок;

2) для проведения внеплановых проверок:

- истечение срока исполнения застройщиком выденного службой предписания об устранении нарушений;

- выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчётности застройщика признаков нарушения обязательных требований;

- поступление в службу обращений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушений обязательных требований;

- отклонение застройщика от примерного графика реализации проекта строительства на шесть и более месяцев;

- приказ (распоряжение) руководителя службы о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо Губернатора ЯНАО в случае выявления нарушений обязательных требований;

- требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

5. Всего за 2018 год при осуществлении государственного контроля надзора в области долевого строительства службой проведено 24 проверки.

№ п/п

Отчетные показатели, касающиеся организации
и проведения проверок и (или) иных мероприятий
по контролю (надзору)

2018 год

1

Количество проверок застройщиков, из них:

24

- плановых

3

- внеплановых

21

2

Количество выданных актов проверок

24

3

Количество выданных предписаний об устранении нарушений

21

Раздел 4. Организация проведения проверок

6. В 2018 году плановые проверки юридических лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства жилых домов на территории автономного округа, проводились на основании утверждённого плана проверок.

7. Организация и проведение плановых и (или) внеплановых проверок осуществлялось в соответствии с требованиями Закона о долевом строительстве, Федерального закона № 294-ФЗ.

8. Приказы о поведении проверок издавались по установленной форме.

9. О проведении проверок субъекты государственного контроля (надзора) уведомлялись в сроки, предусмотренные Федеральным законом № 294-ФЗ с учётом особенностей, установленных статьёй 23 Закона о долевом строительстве.

Раздел 5. Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок

10. В 2018 году проверки проводились с соблюдением сроков, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ.

Раздел 6. Соблюдение прав юридических лиц при организации и проведении проверок

11. При осуществлении контрольно-надзорной деятельности в 2018 году службой обеспечено соблюдение прав юридических лиц в соответствии с установленными требованиями.

Раздел 7. Оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам

12. По результатам проверок должностными лицами службы, проводившими проверки, составлялись акты проверок.

13. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, должностные лица службы, проводившие проверку, выдавали юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений, с указанием срока его исполнения.

14. Акт проверки и предписание оформляются непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, один из которых вручался законному представителю юридического лица, либо уполномоченному лицу по доверенности.

При проведении документарных проверок два экземпляра акта и предписания, подписанные должностными лица службы, проводившими проверку, направлялись почтовым отправлением с уведомлением в адрес юридического лица для его подписания законным представителем и дальнейшего возврата по одному экземпляру в службу.

15. Должностными лицами службы осуществлялся своевременный контроль за выполнением выданных предписаний. При выявлении признаков неисполнения в установленный срок предписания издавался приказ о проведении внеплановой проверки. Возбуждались дела об административных правонарушениях.

16. Информация о результатах контрольно-надзорной деятельности службы размещается на официальном сайте службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Раздел 8. Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям

17. Всего в 2018 году в службу поступило 52 обращения.

18. Одно обращение послужило основанием для проведения внеплановой выездной проверки.

Раздел 9. Привлечение к административной ответственности лиц
за административные правонарушения, выявленные по результатам проверок

19. Количество административных наказаний, наложенных службой по результатам проведенных проверок, составило – 43, из них: при проведении плановых проверок – 7, при проведении внеплановых проверок – 36.

20. Общая сумма наложенных административных штрафов по результатам проведённых проверок (плановых, внеплановых) составила 1512,0 тыс.руб., из них; по плановым проверкам – 35,0 тыс.руб.; по внеплановым проверкам – 1477 тыс.руб.

Раздел 10. Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбор ответственности, к которой привлекается виновное лицо

21. При выборе вида наказания и меры ответственности за совершение административного правонарушения должностные лица службы руководствуются положениями КоАП РФ: учитываются смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а также возможность замены административного штрафа на предупреждение.

Так в 2018 году службой при рассмотрении 14 дел об административных правонарушениях в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (их должностных лиц) административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.

22. По результатам проведенной в отчётном периоде внеплановой выездной проверки юридического лица (по обращению гражданина) выявлены факты привлечения денежных средств гражданина в нарушение требований Закона о долевом строительстве. Сумма незаконно привлечённых денежных средств (имущественный ущерб) составила 1 450 000,0 руб.

В связи с тем, что в действиях руководителя юридического лица усматривались признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьёй 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, материалы дела были направлены в УМВД России по автономному округу.

В отношении руководителя юридического лица в 2018 году возбуждено уголовное дело.

23. Юридическими лицами основания и результаты проведенных в отношении них мероприятий по контролю в отчётном периоде в судах не оспаривались.

Глава III. Правоприменительная практика соблюдения

обязательных требований

Раздел 1. Типичные нарушения, выявленные в ходе проверок

1. Типичными нарушениями, выявленными в ходе проверок
при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, являются:

1) неисполнение в срок предписания контролирующего органа;

2) привлечение денежных средств участников долевого строительства до государственной регистрации договора участия в долевом строительстве объекта;

3) нарушение сроков предоставления ежеквартальной отчётности застройщика.

Раздел 2. Судебная практика

2. Службой в течение 2018 года в адрес мировых судей направлено 27 административных материалов, для привлечения юридических лиц и граждан к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.